Как бы мне ни хотелось присутствовать на Гран-при Лас-Вегаса лично, я смотрю его дома. Это всего лишь четыре часа езды от меня, но я избалован. Я вырос на гоночных трассах с пит-пассом, потому что мой отец был известным производителем гоночных автомобилей. Позже я работал волонтером в команде безопасности CART и даже имел собственный пикап, загруженный кошачьим туалетом, метлами и воздуходувками для рюкзака. Я выезжал на трассы, пока машины кружили под желтым, прибирался после того, как Найджел Мэнселл врезался в стену в Финиксе, и собирал куски машины после того, как Жак Вильнев пронзил середину машины Хиро Мацуситы на той же трассе.
Сейчас я либо посещаю подобные мероприятия в качестве гостя какого-нибудь автопроизводителя с полным гостеприимством и пропуском, либо езжу волонтером-дежурным на одном из поворотов с пропуском на полный путь. Но мне не поступало таких приглашений (надо над этим поработать), и в моем резюме углового рабочего не было достаточного количества последних событий, чтобы претендовать на участие в этом соревновании Формулы-1.
Тем не менее, то, что произошло на FP1 в четверг вечером, затронуло очень близко к цели. Я мог почувствовать удар почти так же сильно, как Карлос Сайнс, и еще до того, как команда вещателей сказала это, я был убежден, что это была поднятая крышка люка. Это оказалась гораздо меньшая (но более громоздкая) сливная крышка, но все равно это был достойный кусок железа.
Автомобиль Карлоса Сайнса во время второй тренировки в Лас-Вегасе, 17 ноября 2023 года.
Некоторые из мероприятий, на которых я работал, были уличными гонками высокого уровня, включая Гран-при Лонг-Бич и Гран-при Формулы-1 в Финиксе. Если вы работаете на повороте на уличных гонках, первое, что вам нужно сделать, это изучить крышки водостоков и люков. Вы должны убедиться, что они надежно закреплены болтами или приварены. Даже если они сварные, вы проверяете сварные швы на наличие трещин. А если что-то пойдет не так, вы позвоните в контрольную группу. Такое случалось не раз в Лонг-Бич: прошлогодние сварные швы треснули, и потребовался еще один проход.
Для домашнего просмотра я предпочитаю приложение F1TV, потому что мы — семья, занимающаяся потоковым вещанием. Я редко использую доступный независимый поток всех 20 автомобильных каналов, но я смотрел каждый из них в решающий период, чтобы увидеть, что могло произойти. Вот что я нашел.
Эстебан Окон — первый, кто проезжает соответствующий участок трассы, проходящей по Лас-Вегас-Стрип, также известной как спина свиньи, если вы видели мемы о Симпсонах-Свинье-Пауке. Там ничего нет, и желтого флага нет, и он идет по обычной линии. Но когда он приближается к концу прямой, происходят две вещи: его инженер передает ему по рации: «Желтый, где ты», а затем он проезжает мимо зеленого света.
За желтой зоной горит зеленый свет (или флаг), указывающий на то, что опасная зона находится позади вас, но Окон никогда не видел желтого цвета. Из этого я делаю вывод, что желтый цвет должен был появиться сразу после того, как он миновал опасность. Могла ли его машина пропылесосить край сливной крышки и вызвать желтый цвет? Возможно. Но он не попал в цель. Еще нет.
Фернандо Алонсо на тренировке в четверг, 16 ноября.
Следующим по зоне идет Фернандо Алонсо, и его инженер хорошо предупредил его о желтом флаге: «Во второй половине этой прямой желтые флаги. Желтый флаг. Я не знаю, в чем проблема». Фернандо что-то замечает в последнюю секунду, резко сворачивает влево и промахивается. Непонятно, что это такое, потому что я сам ничего не вижу на дороге. Это неудивительно, учитывая небольшую черную крышку сливного отверстия, которая изображена на фотографиях, которые я позже увижу в Интернете.
Примерно на три секунды позади него Карлос Сайнс выходит на прямую. Вы видите, как он проходит мимо Чжоу Гуаньюя, который пропускает его, а затем мчится по прямой на флаере. «Перед 14 висит желтый флаг. Один-четыре. Неразборчиво обновляется время круга».
Карлос подтверждает: «ОК», а затем тут же нажимает на что-то, чего я до сих пор не могу разобрать. Это сильный удар, от которого машину трясет, а затем двигатель выключается, а рулевое колесо менее чем через секунду переходит в режим предупреждения. Остановившись, он восклицает: «О, я только что врезался в огромную… ааа!»
Чжоу видит большую часть этого сзади, но на некотором расстоянии, потому что он еще не начал летать. После того, как инженер предупреждает его о желтом цвете, машина Сайнса проносится мимо. Автомобиль Карлоса регулярно выбрасывает искры, что указывает на то, что в эти выходные Ferrari работает на низком уровне, но затем происходит сильный ливень, когда Карлос врезается в объект. Чжоу замечает, что по дороге прыгает что-то темное, и делает зигзаг влево. «Что-то там», — передает он по радио.
В этот момент Карлос отсутствует, и Чжоу, похоже, тоже что-то ударил. Желтый флаг меняется на двойной желтый для остановившейся машины Карлоса, а затем трасса становится красной. Все машины медленно возвращаются к яме. Окон тоже, но изображение его автомобильной камеры неудобно переключилось на изображение, которое указывает на него и его великолепный шлем в стиле Дэдпула.
Окон просит дать покрышки «как можно скорее», чтобы шины горели. Его инженер признает, а затем говорит ему: «Надеюсь, время восстановления будет, э-э, небольшим. В заборе, где он остановился, есть брешь», имея в виду, как мы надеемся, короткое время, необходимое, чтобы очистить машину Карлоса, потому что он припарковал ее в доступное место. Они явно не знают о проблеме с трассой.
«Итак, мы сейчас займемся боксом, пожалуйста», — говорит его инженер. В тот же момент руль трясется, после чего Окон дважды смотрит в правое зеркало. «О, черт. Я что-то ударил». Затем он жестикулирует руками и уныло качает головой. Когда он добирается до боксов, инженер сообщает ему о повреждении пола.
По первоначальным данным, кольцо, в котором находилась сливная крышка, вышло из направляющей. Но я видел фотографии хода ремонта и думаю, что это немного другая история. Сама сливная крышка вроде не приваривалась. Когда мимо него проезжает неизвестная машина (возможно, Окона), ее опрокидывает проезжающая шина или подтягивает значительная прижимная сила, при этом опрокинутый край обращен к встречным машинам.
Когда Карлос ударяет по нему, от удара загнутая кромка попадает во внешнее кольцо и повреждает его. Крышка сливного отверстия при этом выскакивает, после чего Чжоу и Окон ударяют ее несколько дальше по дороге от того места, откуда она изначально пришла. Ирония здесь в том, что Окон, возможно, неосознанно запустил цепочку событий, а затем получил повреждение, когда на следующем круге ударился о случайную крышку сливного отверстия.
Представление о том, что внешнее монтажное кольцо было «вырвано из земли», ложно, поскольку отремонтировать его удалось за сравнительно короткий срок. На фотографиях видно почти неповрежденное стальное наружное кольцо с небольшим куском на выходе, который снова заполняется. С того места, где я сижу (и исходя из того, что я видел своими глазами раньше), они переустановили ошибочную сливную крышку, на этот раз приварили ее должным образом, а затем пришлось дважды проверить все сливные крышки по всей этой уличной трассе. Как они могли пропустить хоть один? Сложно сказать. Но они должны были это сделать. Это новый путь, эта прямая улица общего пользования с ограниченным перекрытым доступом. Всякое случается.
Угловые рабочие расставлены по углам, и это было в середине очень долгого периода. На прямых участках их меньше, а одну из сливных крышек, должно быть, пропустили во время прогулки. Однако в конечном итоге ответственность за обслуживание путей лежит на крышках сливных отверстий, и это была совершенно новая трасса, построенная без каких-либо затрат. Мне трудно представить, что такое может произойти, поскольку проблема настолько хорошо известна. Но это произошло.
К счастью, кто-то заметил, как крышка откинулась, и желтые индикаторы тут же поднялись. Инженеры знали о желтом статусе района и заранее предупредили своих водителей, но не знали причину, поскольку события все еще разворачивались. Кроме того, это черная водосточная крышка на черном асфальте ночью. Алонсо едва не промахнулся. Карлос просто не видел этого. Возможно, он смотрел в зеркало, всматриваясь в дальний поворот. Возможно, он смотрел на дисплей на руле. Нам придется спросить его.