Volvo 1800ES, получивший прозвище «Гроб Белоснежки», или Schneewitchensarg, из-за большой прямоугольной площади остекления, представляет собой адаптацию давно существующего купе P1800. Амортизаторы Bilstein, передний и задний стабилизаторы поперечной устойчивости IDP, а также 15-дюймовые колеса Panasport с шинами 205/60 Hankook Kinergy ST придают нотку современной динамики, не разбавляя при этом истинный дух автомобиля. Благодаря недавней многолетней реставрации за плечами, в том числе свежей окрашен в заводской оранжевый цвет и имеет пробег всего 85 000 миль, это, вероятно, один из самых чистых экземпляров для ежедневной езды, доступных в настоящее время.
Универсал Volvo 240, возможно, самый общепризнанный из всех транспортных средств семейства Volvo, но он далеко не самый интересный. Этот титул принадлежит Volvo 1800ES, недолговечной смеси стрелкового тормоза, универсала, GT и универсала с фирменным дизайном безрамного стеклянного заднего люка, к которому Volvo вернется в будущем. Этот восхитительный оранжевый экземпляр 1973 года выпускался всего два года и выставлен на торги компании Bring a Trailer, которая, как и Car and Driver, является частью Hearst Autos.
Volvo имеет долгую историю разработки универсалов и универсалов, но 1800ES был отклонением, стилистическим заявлением типично уравновешенной компании. Созданный на основе купе P1800, дебютировавшего как модель 1961 года, P1800ES, обычно называемый 1800ES, был разработан в Гетеборге давним руководителем отдела дизайна Volvo Яном Вильсгордом только после того, как прототипы итальянских дизайнеров Серджио Коджиолы и Пьетро Фруа были сочтены слишком радикальными и футуристический. (Оба прототипа в настоящее время выставлены в музее Volvo в Швеции.) Первоначально Вилсгаард разработал два предложения: Jaktvagnen, или охотничий автомобиль, и «Пляжный автомобиль», которые в конечном итоге и победили. Следует отметить, что Вильсгаард приложил руку к созданию множества новаторских проектов Volvo, включая Amazon (P1200), седан 144 и универсал 145, хваленые модели 240 и 740 и другие.
По существу являясь продолжением купе 1800 с длинной крышей, 1800ES ловко сочетает увеличенные задние части со слегка несбалансированным дизайном задней части, сохраняя при этом намек на рудиментарные задние плавники. Поклонники утверждают, что этот дизайн упрощает задние фланги и почти — почти — кажется лучшим из двух дизайнов, но лагеря решительно разделены. Прямоугольная стеклянная поверхность, подчеркнутая большим стеклянным задним люком, была настолько обширной для того времени, что 1800ES получил в Германии прозвище «Гроб Белоснежки» или Schneewitchensarg. (Судя по всему, это же прозвище применялось и к ныне знаковому проигрывателю с прозрачным верхом, который несколько лет назад разработал немецкий дизайнер Дитер Рамса для Braun Consumer Products.) Некоторые шведы называли его просто «рыбной машиной».
Производство 1800ES началось одновременно с купе 1800 1972 модельного года. Редакторы журнала Car and Driver заявили тогда, что «люди пытались сделать спортивные автомобили из универсалов, но потребовалась компания Volvo, чтобы успешно изменить эту концепцию».
В пресс-материалах цитировались слова президента Volvo Стига Янссона о том, что автомобиль «привлечет спортсменов и путешественников на дальние расстояния, которые ищут спортивный автомобиль с просторным багажным отделением. Новая модель сочетает в себе стиль спортивного автомобиля с практичностью внедорожника». универсал для удовлетворения автомобильных потребностей ряда потребителей».
К сожалению, это число оказалось меньше, чем ожидалось. Всего через два года продаж 1800ES и его брат-купе 1800 прекратили производство, причем Volvo назвала основной причиной затраты на соответствие изменяющимся правилам США в отношении бамперов. Хотя некоторые в Volvo считали, что можно было бы установить неуклюжие пластиковые или резиновые бамперы, все пришли к единому мнению, что не существует способа сделать это недорого, не испортив при этом внешний вид автомобиля. Учитывая относительно низкие продажи и преклонный возраст купе, оба варианта были сняты с производства в конце 1973 года. Большинство источников сходятся во мнении, что за два года выпуска было произведено только 8078 экземпляров 1800ES.
При заявленном пробеге в 85 000 миль этот экземпляр сохраняет свой оригинальный 2,0-литровый 121-сильный четырехцилиндровый двигатель B20 с перестроенной головкой блока цилиндров с закаленными седлами клапанов, необходимыми для неэтилированного топлива. Модификации включают замену исходной трехступенчатой автоматической коробки передач на желаемую четырехступенчатую с электрической повышающей передачей, выпускной коллектор «четыре в один», передний и задний стабилизаторы поперечной устойчивости IPD и амортизаторы Bilstein. В салоне был обновлен кожаный салон на сиденьях. Тогда же были заменены потолок, внутренние панели и обивка приборной панели. Благодаря достойной отделке и изящным механическим модификациям этот Volvo 1800ES достаточно чист, чтобы его можно было выставить напоказ, но далеко не музейный экспонат, поэтому регулярные тренировки не должны вызывать у владельца приступов нервного сожаления.