В дальнем углу завода Toyota в Мотомати, Япония, нарисованный в виде мишени большой проигрыватель, перенаправляющий свежеотчеканенные GR Corolla (и GR Yaris, предназначенные только для зарубежного рынка) на выравнивающую стойку, устраняя необходимость поворачивать рулевые колеса. . Это, казалось бы, простая процедура, обусловленная компактной планировкой сборочной линии. Цель состоит в том, чтобы свести к минимуму неравномерную нагрузку на втулки подвески новых автомобилей, тем самым повысив точность окончательных регулировок шасси — сверхъестественное внимание к деталям, которое крупный производитель уделяет, по сути, модернизированным автомобилям эконом-класса. Но как автомобили для гонщиков, эти горячие хэтчбеки, выпущенные ограниченным тиражом, создали беспрецедентный вызов традиционным методам производства Toyota.
Модель GR Corolla, созданная в 2023 модельном году бывшим генеральным директором и универсальным автолюбителем Акио Тойодой, является результатом работы подразделения Toyota по производительности и автоспорту, Gazoo Racing. Обладая полным приводом, 300-сильным рядным трехцилиндровым двигателем с турбонаддувом и шестиступенчатой механической коробкой передач с близким передаточным числом, этот шипучий спортивный компактный автомобиль материализовался как более крупный, ориентированный на Северную Америку соотечественник GR Yaris, который составляет основу для Gazoo. гоночный автомобиль высшего уровня чемпионата мира по ралли (WRC). Богатство четырехдверной GR Corolla при стартовой цене в 36 995 долларов быстро принесло ей награду 10Best, а также место среди лучших отечественных машин Toyota рядом с двухдверным GR Yaris. Возможно, неудивительно, что оба автомобиля производятся на том же заводе, на котором ранее производился Lexus LFA стоимостью 350 000 долларов. (Сборка моделей Toyota GR86 и GR Supra осуществляется их партнерами-разработчиками — Subaru и BMW.)
По сравнению с другими сборочными линиями Motomachi, которые выпускают множество лодок массовых моделей, ежедневная производительность отдельного завода Gazoo Racing — всего 49 GR Corolla, восемь GR Yaris и четыре гусеничные модели GRMN Yaris — представляет собой ошибку округления. Для работы с небольшими объемами необходим высокий уровень специализации: рабочие станции GR расположены в полупостоянных ячейках, объединяющих несколько обычных производственных этапов Corolla в один. Использование электроинструментов вместо сжатого воздуха для подъема и определения местоположения более тяжелых узлов снижает затраты и сложность, устраняя необходимость в использовании стационарных воздухопроводов. Аналогичным образом, вместо громоздких конвейерных систем автономные буксиры, движущиеся по полу, помогают перемещать части транспортных средств со станции на станцию. Рабочие вручную проверяют производительность машин и передвигают кузова на тележках.
Уверенное ощущение и четкие рефлексы GR Corolla во многом обусловлены конструкцией, усиленной девятью дополнительными футами клея и 349 дополнительными точечными сварными швами по сравнению с ее серийными братьями и сестрами. И в то время как объемные версии свариваются вместе на восьмиступенчатой цепочке приспособлений, корпус GR принимает форму на одном приспособлении, что значительно ужесточает его допуски. Точки крепления подвески каждого автомобиля сканируются и измеряются, а данные используются для сопоставления отдельных компонентов с дополняющими друг друга отклонениями. Любое сходство с тем, как Gazoo конструирует свои гоночные автомобили, не случайно, поскольку Тойода, ныне председатель, помог привить уроки автоспорта как при разработке, так и при сборке серийных автомобилей. Его главный посыл: сделать модели GR пригодными для гоночных трасс прямо с выставочного зала.
Сварка кузова в едином приспособлении обеспечивает GR Corolla большую точность шасси, чем у обычных моделей.
Этот идеал лег в основу создания двух хэтчбеков под брендом GR. Не новичок в соревнованиях, Тойода (известный в гонках как Моризо, отсюда и хардкорная версия Моризо для GR Corolla) заставил инженеров действовать как гоночная команда, преодолевая возникающие трудности как единое целое и ускоряя процесс разработки. С самого начала было крайне важно измерять прогресс не только с помощью таймеров круга и регистраторов данных, но и по улыбкам на лицах водителей, когда они находились за рулем. «Быстрота важна, но водитель также должен получать удовольствие», — говорит главный инженер GR Corolla Наоюки Сакамото. «Приятная машина — это машина, которой водитель может доверять, которая дает необходимую обратную связь и реагирует именно так, как вы хотите. Это формула веселой машины».
Пока кузова отправляются на покраску, рабочие заняты расстановкой стеллажей с компонентами шасси. Винтовые пружины измеряются и подбираются с учетом минимальной разницы в жесткости для достижения наилучшего поперечного баланса. В четырехпоршневых передних и двухпоршневых задних тормозных суппортах каждого автомобиля используется сжатый воздух для измерения их объемного КПД, снова объединяя их в пары для оптимального баланса. Они собираются в более крупные угловые блоки с помощью отдельного приспособления, помогающего совмещать измерения точек крепления различных компонентов с данными кузовов автомобилей, идущих по конвейеру. Результатом является более точное выравнивание отверстий под болты и минимальные отклонения в углах колес по сравнению с обычными моделями Toyota.
Помимо работы, проделанной в Мотомачи, водители GR Corolla во многом обязаны испытательным полигоном Toyota под Нагоей. [see «Japan’s Little Midori Hell,» below]. Благодаря сложному курсу обработки этот объект помог команде GR отточить свое творение, чтобы вызвать большие улыбки, необходимые для удовлетворения энтузиастов. Этот процесс доработки привел к тому, что разработка автомобиля была отложена на год, чтобы еще больше промассировать его шасси и выжать больше мощности из 1,6-литрового трехцилиндрового двигателя с турбонаддувом. [see «Rallying Cries,» below]. Объединение рабочих частей автомобилей GR с их окрашенными кузовами — наиболее сложный производственный этап и единственная точка, где сборочная линия разветвляется на несколько путей. В отличие от того, как собираются вместе обычные модели, когда компоненты шасси соединены с корпусом кузова, подвешенным над головой, модели GR принимают форму так же, как огнедышащие гибриды WRC Yaris: кузова опускаются на стационарные опоры, что, по утверждению Toyota, в конечном итоге обеспечивает более прочное соединение за счет снижение нагрузок на каркасы автомобилей.
Будет ли Toyota строить будущие модели GR таким же кропотливым образом? «Конечно», — говорит президент Gazoo Racing Томоя Такахаши. И есть веские основания ему верить, учитывая, что бывший руководитель GR Кодзи Сато взял на себя бразды правления в качестве генерального директора Toyota. Тем временем разработка GR Corolla продолжается. «Мы спрятали в этих транспортных средствах некоторый дополнительный потенциал», — говорит Такахаши. Его команда сейчас анализирует отзывы гонщиков, в том числе тех, кто участвовал в японской серии гонок на выносливость Super Taikyu на экспериментальной GR Corolla, оснащенной трехцилиндровым двигателем, работающим на жидком водороде. Gazoo также планирует поддерживать свои автомобили на протяжении всего их жизненного цикла, предлагая широкий выбор запасных частей для вторичного рынка. Хотя Такахаши говорит, что электрические модели, скорее всего, в какой-то момент присоединятся к линейке GR, их будет сложно разрабатывать, поскольку их ходовые качества труднее «ароматизировать».
Почему Газу? В 2015 году Toyota объединила свою деятельность в области автоспорта под названием Gazoo Racing. Слово «Gazoo» первоначально происходит от слова «gazō» (японское слово, означающее «изображение»), которое в 1990-х годах стало основой для фотоцентричного веб-сайта Toyota, посвященного подержанным автомобилям. gazoo.com. Сегодня этот термин внутри компании развился и стал означать «гараж», то есть место, где инженеры тщательно прорабатывают детали автомобиля.
Вернувшись в Мотомачи, собранные автомобили проходят исчерпывающий набор этапов проверки, вдохновленных автоспортом. На стойку выравнивания испытатели добавляют утяжеленные сумки, имитирующие двух пассажиров, и бак с топливом (165 фунтов на каждое переднее сиденье, 55 фунтов в грузовом отсеке) для балласта. Для достижения наиболее точного ощущения рулевого управления необходимо настроить, а затем проверить и сбросить выравнивание задней оси, прежде чем вносить какие-либо изменения в переднюю часть. Мастерски настроенная педаль тормоза GR Corolla проверяется на предмет давления и хода, после чего проводится еще один раунд измерений шасси и подвески. Если какие-либо показатели выходят за пределы допуска, устанавливаются новые компоненты, другие колеса и шины, и весь процесс отделки начинается заново. Только после того, как автомобиль получает отсюда зеленый свет, его отправляют на тест-драйв и готовят к отправке.
Расскажите любому из сотрудников Gazoo Racing о сущности GR Corolla как автомобиля для водителя, и его глаза наполнятся страстью. Для многих это машина мечты, которую они когда-нибудь смогут приобрести. «Я разработал то, что хочу», — говорит Сакамото, хотя и признает, что все еще терпеливо ждет в очереди, чтобы принять доставку. Это чувство гордости распространяется и на учения, которыми команда Gazoo поделилась с Toyota в целом, даже несмотря на то, что при этом у некоторых бюрократов компании взъерошились перья. «Существует своего рода негласное правило: не ломать машины во время разработки», — говорит Такахаши. «Но Акио благодарит вас, если вы ломаете машины. Это действительно изменило точку зрения инженеров. Теперь возможна награда за расширение границ, и GR Corolla и Yaris являются результатом такого рода автомобилестроения».
Сплоченные крики
В то время как гоночный автомобиль Toyota Yaris, предназначенный для чемпионата мира по ралли, оснащен гибридным четырехцилиндровым двигателем с турбонаддувом, серийные GR Corolla и GR Yaris оснащены трехцилиндровым двигателем с турбонаддувом, который выдает 300 лошадиных сил и 295 фунт-фут крутящего момента в топовой версии Corolla Morizo. Этот двигатель G16E-GTS, собранный на отдельной производственной линии рядом с испытательным комплексом компании в Симояме, уделяет особое внимание производительности, включая подбор литых алюминиевых поршней по весу. Toyota заявляет, что выбрала 1,6-литровый трехцилиндровый двигатель из-за более благоприятной кривой крутящего момента и меньшего противодавления выхлопных газов по сравнению с рядным четырехцилиндровым двигателем. Объем двигателя составляет 1618 кубических сантиметров, что позволяет ему участвовать в классе WRC2 (Rally2), доступной серии поддержки, в которой GR Corolla изначально разрабатывалась для участия в соревнованиях. Прототип клиентского гоночного автомобиля Toyota со спецификацией Rally2, на который компания намекнула в концепте, показанном на SEMA в прошлом году, в этом году пройдет свои первые этапы.
Маленький Мидори в Японии
Технический центр Toyota Симояма, расположенный в пышных горах недалеко от штаб-квартиры компании Toyota City, начал частичную работу в 2019 году и сыграл значительную роль в разработке GR Corolla. Объект площадью 1608 акров, построенный стоимостью более 2 миллиардов долларов, включает в себя различные испытательные трассы. Хедлайнером является трасса для проселочных дорог, американские горки длиной 3,3 мили, вдохновленные знаменитой немецкой трассой Нюрбургринг Нордшляйфе. Разделенная на две полосы движения и имеющая неровности тротуара для проверки качества езды, трасса поднимается, падает и изгибается на протяжении 246 футов перепада высот и примерно 32 поворотов. Слепые повороты назад, резкие подъемы, которые могут подбросить автомобили в воздух, и быстрые пикирующие тралы — это сложная площадка для инженеров шасси. Высокие ограждения удерживают транспортные средства на правильном пути в случае аварии, обеспечивая как безопасность водителя, так и защиту окружающего ландшафта, большая часть которого остается нетронутой в целях охраны окружающей среды.